Обман пассажиров и секс в вагоне. История экс-проводницы харьковского поезда, — ФОТО.
14 декабря 2018 1413

 

Харьковчанка рассказала о бюрократии на «Укрзалізниці», «разводах» пассажиров, неприятных инцидентах в пути и изменениях в работе проводника

Мария Белякова (имя изменено) полгода проработала проводником в поезде «Харьков-Одесса». Сейчас она ушла в другую сферу. Учась в Украинском государственном университете железнодорожного транспорта, девушка пошла на работу по специальности — ради опыта.

 

Подработка по специальности

 

В университете предложили пройти практику. Я решила, почему и нет, тем более, что по специальности. Работать проводником может абсолютно любой человек, окончивший квалификационные десятимесячные курсы, получив традиционное образование в этой сфере. Нас приводят в депо, есть готовые документы, отправляют в отдел кадров, где оформляют как студентов по контракту. Нам выдали удостоверения проводника, мы сдали экзамены по охране труда, электробезопасности. Потом отправились на несколько дней на стажировку с бригадиром. После нас «разбили» по бригадам: говоришь, что ты умеешь  делать, а начальник решает, как и где это будет.

Знакомые говорят, что сейчас ужесточили сдачу экзаменов и продление контракта. Когда я работала, многие коллеги-студенты продлили контракт на год. Каждый год нужно сдавать экзамены.

Рассказывают, что экзамены можно купить, что в былые времена нельзя было устроиться просто так, что это стоило определенную сумму в долларах, поэтому оставаться работать дальше у меня желания не возникало

Всего было два возможных графика: восемь дней работаешь — столько выходных, либо шесть дней работаешь — шесть выходных. Если ездим туда-обратно — то шесть дней работы, если с одного пункта в другой, там стоим, потом в третий пункт, потом обратно, то работаем восемь на восемь.

Спецодежду покупала самостоятельно: в вакансиях указывают, что выдают, но по факту одежду покупаешь сам. Я пришла впервые в джинсах и футболке — начальство сказало, что в следующий раз не вернусь на работу. Возможно, так говорят только студентам. На рубашку, юбку, погоны и обувь пришлось потратить в районе 1000 гривен. Обувь приходится покупать регулярно — горит, как бумага. Деньги вернули только за прохождение медкомиссии.

 

фото: соцсети

Обязанности             

В первую очередь принять вагон: предыдущий проводник предъявляет накладную съемного имущества, на белье, на все мелочи  — от чайной ложки до зеркал в туалетах. Я принимаю огнетушители, потому что это техника безопасности и они не должны быть просрочены, стоп-краны, пломбы, наличие одеял, матрасов, подушек, тарелок, веников. Принимаю вагон в том случае, если он подметен, туалет без мусора. Тогда проводник уходит на выходные, а я доделываю влажную уборку, принимаю белье. Накладная остается у меня. Если что-то потеряется, то проводник должен оплатить потерю: в депо можно сразу заплатить и получить, к примеру, украденные ложки, или официально через кассу.

Часто воровали полотенца, наволочки и даже простыни
Иногда приходилось поднимать мешок с бельем весом 30 килограмм минимум — если влажное, то больше. Это тяжело, тем более молодой девушке. Их раздавала уже по билету, потому что пассажиры, если оставить мешок с бельем у входа, могут воровать его. При чем постельное не очень хорошего качества.
фото: пресс-служба "Укрзалізниці"

Грязное белье

 

Бывает такое, что пассажиры берут на кассе билет без белья. Они имеют полное право купить это белье у проводника. Он по всем правилам обязан обратиться к начальнику поезда, напечатать квитанцию, записать в документ учета и выдать копию квитанции пассажиру. Чаще всего белье продается без квитанции и стоимость идет в карман. Когда я работала, постельное стоило около 20 гривен. Если ты продаешь его, то оно не достается другому пассажиру с билетом, а так быть не должно.

Более чистое выбирается из использованного белья — бывает, что никто и не пользуется чистым, тогда берешь свежее
Находишь две простыни, «откапываешь» чистое полотенце, так же подбираешь наволочку, берешь раскрытый пакет для белья, складываешь, подкладываешь номерок и запаиваешь зажигалкой. Спайка получается не хуже машинной. При этом надо быть очень внимательным: любой пассажир, если обнаружит, что белье грязное, имеет право попросить его заменить. Даже если оно в прачечной не отстиралось. Но ночью мало кто рассматривает. На меня писали в книгу жалоб, устраивали «разборки», но если ты знаешь, как заговорить пассажира, то конфликт можно решить мирно.

Жалобы

 

 

В основном за жалобу проводник может получить выговор, но может дойти и вплоть до увольнения — зависит от степени конфликта. Хотя последнее время «Укрзалізниця» заботиться о своей репутации и периодически проверяет книгу жалоб. Если пассажиры хвалят сотрудников, то эти хвальбы руководство пропускает мимо ушей. Но если пассажир позвонил на горячую линию и пожаловался, тогда результат будет незамедлительным. Потому что сначала жалоба поступает в депо, оттуда вызывают начальника поезда, он вызывает проводника. Могут лишить мизерной премии, могут за неоднократные жалобы выгнать из бригады. Оштрафовать могут, если проводник пропустил санитарную зону и не закрыл туалет.

 

фото: пресс-служба "Укрзалізниці"

Махинации с продуктами

 

Проделывала их в некотором роде. Проводникам выдают печенье, вафли, чай, сахар, кофе и воду. Все остальное — кола, сухарики, необычное печенье — проводники покупают за свои деньги и могут продавать в два раза дороже. Эти сладости стоят определенную сумму, которая считается по прайс-листу. И эту сумму проводник должен отдать в конце оборота (Харьков-Одесса-Харьков). Чаще всего начальники поездов могут накидывать 100-200 гривен сверху, но кому как повезет — не все так делают.

В «несезон», когда вместо 52 пассажиров у тебя в вагоне едут 20, приходится выкручиваться
Иначе как ты этим 20-ти продашь 50 пакетов чая? Надо придумывать махинации с тем же бельем, курением, «накручивать» цены, чтобы заработать деньги, а не вложить в «Укрзалізницю». За бельем подходят — сейчас оно стоит 30 гривен. Раз 30 гривен, два 30 гривен и так далее. Каждую смену кто-то из пассажиров просит белье. Штраф за курение от 85 до 340 гривен, но чтобы его оплатить, нужно вызвать полицию, подтвердить факт курения, ведь официально я не имею права стянуть штраф другим путем. Тогда договариваемся когда за 30 грн, когда за 60 гривен. А курит чаще всего компания, поэтому можно даже подзаработать.

В конце смены мне приходилось сдавать около 600 гривен, но знакомые рассказывали, что сейчас цены поднялись до 1000 гривен. Но цена зависит и от рейса: за рейс на 8 дней за 4 дня нужно сдать около тысячи, за смену в 6 дней — 600-700 гривен.

 

Моющее за свой счет

 

Абсолютно все необходимое покупаешь самостоятельно: тряпки, перчатки, губки, моющее. За три месяца нам выдали моющее два раза — отлили из общей бутылки пол-литра. Пару раз выдавали хлорку в капсулах. «Укрзалізниця» выдает только туалетную бумагу, мыло и мусорные пакеты, которых не хватает. По правилам туалет надо мыть по мере загрязнения, но чаще всего это делается уже по приезду в конечный пункт.

Я работала только в плацкарте, но в купе я бы и не хотела работать — слишком капризные пассажиры
Проводники с опытом бегут с «Укрзалізниці», потому что условия ужасные: работа плохо влияет на здоровье, постоянные недосыпы, перегрузки. У тебя есть норма — 172 часа, которое рассчитывается по специальным схемам. За поездку туда-обратно из 48 часов тебе начисляются 30. Рейс в одну сторону может быть, к примеру, 21 час. Как человек на ногах выдержит такую нагрузку? Нужно хоть пару часов отдыха. Проводники, которые ездят на маршруте одни, вынуждены спать между станциями, терпеть без сна. Чтобы не уснуть, я читала, стихи учила. В инструкции проводника написано, что он обязан соблюдать режим сна, прием пищи и личную гигиену. Хотя на рабочем месте спать нельзя. Поэтому после мытья туалета приходится набирать ведро воды и как-то мыться в туалете. Бывает, что по приезду пока сдашь белье, возьмешь новые накладные, подметешь вагон, уберешь мусор, соберешь одеяла, остается полчаса до посадки. За это время привести себя в порядок успеешь только по минимуму. Иногда успеваешь сходить в душ в депо. Зимой не работала, но знакомые говорят, что со временем адаптируешься.
фото: соцсети

Интересные случаи

 

Традиционно высаживали пассажиров из вагона. Я имею право не пустить пьяного пассажира в вагон, поставив печать «отказано» на билете. Но чаще всего жалеешь и впускаешь. Нужно быть готовым, что он начнет дебоширить и его придется высаживать на ближайшей станции с помощью полиции.

Чтоб не приставали, я одевала кольцо на палец сама и говорила, что замужем, хотя не замужняя. Такие «сказки» помогали.

 

Однажды надоело одно и то же говорить, и пошутила, что я транссексуалка. В меня потыкали пальцем и вполне серьезно сказали: «Надо же, а так натурально»
Самым ярким случаем в моей практике было настойчивое предложение «завести детей» от пьяного мужчины. Иногда приходилось в шутку говорить, что у меня в углу стоит лопата. В основном срабатывало. Курильщика попросила выкинуть сигарету, но он ответил «подожди, малая, докурю и выброшу». Пришлось пригрозить огнетушителем — не поверил. Я пошла, сняла огнетушитель, он тяжелый, но я притянула его и сказала: «У тебя есть три секунды». Подействовало.

Бывали и у меня «промахи»: ночью людей не на той станции высаживала. Постоянно путала станции «Козельщина» и «Кобеляки». У меня люди 30 километров до дома добирались. Тогда на проводника можно смело писать жалобу, что не там высадил или не разбудил. За 20 минут до его станции я обязана разбудить пассажира.

Неоднократно становилось плохо и бабушкам, и детям, когда жарко. Поскольку врача и полицейского в поезде нет, приходится связываться с начальником поезда, потом с машинистами, дальше с ближайшей станцией. Официально оформляются документы, почему была задержка поезда, зачем вызывали «скорую».

У меня летальных случаев не было, но было как раз после моей смены у коллеги. На посадке женщина не смогла дойти до вагона — сердечный приступ
Многие считают секс в плацкарте веселым, но я так не считаю, поскольку это как минимум не гигиенично. После такого приходится особенно все протирать с хлоркой. Особенно после случая с подростками. Ехал целый поезд детей до 16-ти без учета старших. Мне позвонил коллега и спросил, почему дверь в тамбуре закрыта. Пошла проверить — дверь заперта, лампочка выкручена и лежит использованный презерватив. У коллег были истории и «повеселее».
Приятные воспоминания

 

 

Иногда просчитаешься и возьмешь минимум еды с собой. Начальник поезда может пошутить, написав на листике: «Накормите проводника» и повесить на двери в купе проводника. И спустя полчаса приходят люди: вот вам помидоры, вот у нас половина птицы осталась. Тогда понимаешь, что не все так плохо. Много хороших воспоминаний внутри коллектива, когда раззнакомишься с бригадой. Поддерживают, понимают. Может, потому что я попала в молодой коллектив. Могли подстраховать, чтобы проводник поспал немного, выпустить людей на нужной станции, потому что иногда за трое суток 2 часа сна могут буквально спасти.

Когда ты едешь как пассажир, то кажется, что можешь только требовать. А когда ты увидел все изнутри, то понимаешь, что тут можно сделать поблажку, тут сделать самому
Из-за того, что такая работа тяжелая морально и не прибыльна финансово, я не готова жертвовать здоровьем и собственными финансами. За один оборот я тратила до 100 гривен на моющие средства. Сейчас проводник получает 8 тысяч гривен с учетом надбавок и без налога. Те, кто ездит в зону АТО, получают немного больше. Хотя в некоторых аспектах мне не хватает этой работы. Студенткой мне хотелось подзаработать и узнать железную дорогу изнутри. Оно того стоило.

Редакция не несет ответственность за сказанное — материал подготовлен со слов героини. 

 

 

фото: пресс-служба "Укрзалізниці"

 

Источник

Загрузка...
ТОП ТОВАРОВ